Альберто строил маршрут на ходу, попутно показывая достопримечательности:

«Это музей изобразительных искусств, сразу за ним выставлены автомобили, на которых прибыли Фидель Кастро с Раулем и Че Геварой. Вот дом президентов. Ага, раньше в нем жили президенты. Смотри – руины, оставшиеся после крепости. А вот фикус. Ну вот же, дерево справа от нас! У вас фикусы в горшках на подоконнике растут, а у нас они по 8 метров высотой. Ты не хочешь увезти с собой фикус? Хороший сувенир. И мы, кстати, около центрального парка. Скоро будет Капитолий, сейчас он на реставрации. Раньше так же, как Вашингтонский, был зданием Парламента. Внешне он тоже похож на американский, гляди. Теперь там конгресс-центр и что-то вроде музея».

Еще гид рассказал, что в пол центрального зала Капитолия инкрустирован огромный алмаз, символизирующий нулевой километр на острове. Это копия камня, который когда-то принадлежал Николаю II, после чего был продан Кубе.

 

 

Неизвестная Гавана

Свернув в гаванский Чайна-Таун, мы оказались в «другом мире» – самобытном, нетуристическом районе. В лавках можно купить овощи всего по 10 песо за кило, едва успевшие вернуться со школы и снять пионерские галстуки мальчишки играют в мяч, старики разыгрывают партию в домино, а в окнах развеваются «бельевые флаги». Здесь своя атмосфера. Такой аутентичной Гаваны не найти в прихорошившемся да принарядившемся центре.

 

 

У синего, синего моря

Из Чайнатауна мы выехали на Avenada del Puerto (Talapierda), «Портовую улицу», и двинулись вдоль моря. Такая логичность нехарактерна для Гаваны, но здесь и правда находится порт. Неподалеку расположен железнодорожный вокзал, метрах в трехсот от которого установлено несколько старинных паровозов – символы очередного триумфа кубинской экономики. Железная дорога на Кубе появилась на 9 лет раньше раньше, чем в построившей ее Испании. Она решила важнейшую на то время проблему транспортировки сахарного тростника. Тогда «сахарный бизнес» пережил расцвет.

 

 

Круг замкнулся

С дороги вдоль побережья открываются хороший вид на крепости по двум берегам разделяющего город пролива. На стороне Старой Гаваны – увенчанный Херадильей «Замок Королевской Силы», о котором я рассказывала в первой части. Справа, в районе под названием «Регла», виднеется форт Сан-Карлос-де-ла-Кабанья – к нему мы еще вернемся. А пока – снова здравствуй, старый центр и отличный вид на здание Торговой Палаты с Меркурием на макушке. Круг замкнулся, мы вернулись туда, откуда начинали прогулку.

 

 

Коко-резюме

Впечатления от поездки на коко-такси в компании хорошего гида передать трудно. Это тот аттракцион, который нужно пережить самому, и неутомительный способ увидеть все контрасты Гаваны за 40 минут, попутно узнавая историю кубинской столицы.

Пешком столько не обойти. На конке – не пробраться в узкие переулки. На ревущей ретро-машине – не услышать всех историй спутника. А в «коко» – знай, сиди себе в тени под козырьком, глазей по сторонам, потягивай сок или пинаколаду и проси делать остановки там, где захочешь.

 

 

 

продолжение: На ретромобиле не ездил – Кубы не видал